3 класс

Учебная программа по учебному предмету
«Человек и мир»
для IІІ класcа учреждений общего среднего образования
с русским языком обучения и воспитания


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа определяет цель, задачи, структуру и содержание учебного предмета «Человек и мир» на I ступени общего среднего образования. Интегрированный характер учебного предмета обусловлен возрастными психологическими особенностями учащихся, нацеленностью на формирование основ мировоззрения. Интеграция сведений из естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин (биологии, географии, физики, истории, обществоведения, этики, медицины) содействует формированию у учащихся целостной картины мира во взаимосвязи природы, общества, человека.
Основным объектом познания учащихся на уроках «Человек и мир» выступает естественная природа, что позволяет успешно решать задачи формирования экологической культуры, закладывает фундамент для продолжения изучения ряда учебных предметов на ІІ ступени общего среднего образования.
Цель учебного предмета «Человек и мир» — формирование основ научного мировоззрения, экологической и духовно-нравственной культуры, знаний о природе, обществе и человеке, необходимых для разностороннего взаимодействия с окружающим миром.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
     l формирование понятий об объектах природы и явлениях, их многообразии, единстве природного и социального, месте человека в природе и обществе;
     l овладение элементарными методами познания природы (распознавание, наблюдение, эксперимент);
     l развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, познавательного интереса к изучению объектов живой и неживой природы;
     l формирование опыта природоохранной деятельности, выполнения экологически обусловленных норм поведения;
     l освоение знаний об организме человека, компонентах здорового образа жизни и способах его реализации;
     l расширение знаний о нормах и правилах культуросообразного поведения в окружающей социальной среде, опыта нравственного отношения к людям;
     l воспитание патриотизма, национального самосознания, основ гражданской культуры;
     l формирование опыта познавательной и творческой деятельности, развитие предметных и общеучебных умений, образовательных компетенций.
Содержание учебного предмета комплексно представлено тремя взаимосвязанными образовательными компонентами: «Природа и человек» (ведущий компонент), «Человек и его здоровье», «Человек и общество». Содержательный блок «Мая Радзіма — Беларусь» является составной частью компонента «Человек и общество» и изучается в IV классе на белорусском языке.
В основу образовательного компонента «Природа и человек» положена концепция экологического образования личности, что предполагает формирование у учащихся основ экологической культуры, усвоение системы первоначальных экологических знаний и умений, применение их в конкретных жизненных ситуациях, воспитание бережного отношения к природе, формирование опыта практической природоохранной деятельности.
Изучение компонента «Природа и человек» в І классе построено по принципу сезонности, так как доступные учащимся непосредственные наблюдения за изменениями в неживой и живой природе дают наглядный материал для усвоения взаимозависимости явлений в природе в разное время года. Обобщение наблюдений о сезонных изменениях в природе, накопленных эмпирическим путем, позволяет подвести учащихся к пониманию причин смены сезонов в зависимости от неравномерности освещения нашей планеты Солнцем. Учащиеся усваивают конкретные знания об изменениях в неживой и живой природе, учатся объяснять связи, существующие между отдельными элементами неживой и живой природы, убеждаются в том, что в природе все взаимосвязано.
В процессе изучения компонента «Человек и его здоровье» расширяются и углубляются знания о способах сохранения и укрепления здоровья, формируются соответствующие умения и навыки.
Изучение образовательного компонента «Человек и общество» дает возможность формирования у учащихся представлений о стране, в которой они живут, своем городе (деревне); осознания необходимости проявлять внимание и заботу к членам семьи; выполнять правила безопасного поведения в повседневной жизни.
Во ІІ классе образовательный компонент «Природа и человек» включает разделы: «Неживая природа и человек» и «Живая природа и человек».
Основная целевая установка изучения раздела «Неживая природа и человек» — углубление представлений учащихся о воде, воздухе, почве. Предметом изучения являются свойства важнейших объектов неживой природы, их значение для человека и меры по их охране. При изучении свойств воды, воздуха, почвы создаются условия для формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности, развития умений опытным путем определять свойства объектов, сравнивать и анализировать объекты окружающего мира, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Цель изучения раздела «Живая природа и человек» — способствовать формированию у учащихся гуманного, экологически обоснованного и осознанного отношения ко всему живому.
В основу отбора содержания раздела положен краеведческий принцип, обеспечивающий раскрытие сущности изучаемых понятий посредством фактов окружающей действительности. Краеведческий материал выступает как источник теоретических знаний, средство познания и как объект решения познавательных задач.
При изучении данного раздела учащиеся знакомятся с группами растений и животных, устанавливают связи, существующие между растениями и животными, разными группами животных, между человеком и живой природой.
При изучении раздела предусматривается формирование у учащихся умений узнавать и описывать (устно) представителей растительного и животного мира, устанавливать и объяснять связи в живой и неживой природе, прогнозировать последствия их нарушения человеком. Усвоение содержания раздела важно в аспекте приобретения учащимися экологически обусловленного практического опыта взаимодействия с природой (уход за растениями и животными ближайшего окружения); воспитания эстетических чувств удивления, восхищения красотой природы.
Полученные сведения о свойствах воды, воздуха, об объектах живой природы являются основой для изучения компонента «Человек и его здоровье» и используются для дальнейшего расширения знаний о здоровом образе жизни.
Основной целью изучения компонента «Человек и общество» является формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения учащихся к другим людям, усвоение знаний о правах и обязанностях, правилах поведения в общественных местах. При изучении тем «Семья» и «Экономика семьи» у учащихся формируются элементарные экономические представления (хозяйство семьи, бюджет, деньги и т. п.), которые впоследствии становятся основой экономической грамотности, воспитания качеств бережливости, хозяйственности, рачительности.
В III классе изучение образовательного компонента «Природа и человек» начинается с раздела «Планета, на которой мы живем», в ходе изучения которого учащиеся получают общее представление о планете Земля. У учащихся формируются представления о глобусе как модели Земли, происходит знакомство с физической картой полушарий. При изучении раздела «Ориентирование на местности» учащиеся получают знания о горизонте, сторонах горизонта, знакомятся с практическими способами ориентирования.
Содержание раздела «Мой родной край» позволяет на краеведческом материале более глубоко раскрыть взаимосвязи в природе, сформировать представления о формах земной поверхности на территории Республики Беларусь, о полезных ископаемых, их свойствах.
Усвоение знаний о неживой природе создает основу для изучения растительного и животного мира в теме «Природные сообщества родного края». Содержательными элементами изучения данной темы являются наиболее распространенные природные сообщества нашей страны: лес, водоем, болото, луг. Учащиеся узнают об их своеобразии, значении в природе, роли в жизнедеятельности человека.
На основе знаний о разнообразии растений и животных Беларуси формируются умения распознавать их по отличительным признакам, объяснять особенности приспособления живых организмов к окружающей среде. В системе знаний о природе особо важным является освоение учащимися правил природоохранного поведения, обогащение опыта экологически обоснованного поведения в природе, развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.
Изучение раздела «Разнообразие растений и животных на Земле» направлено на углубление представлений о взаимосвязях неживой и живой природы, систематизацию и расширение знаний об основных группах представителей растительного и животного мира.
В образовательном компоненте «Человек и его здоровье» дается общее представление о внутренних органах человека, выполняемых функциях, строении. Особое внимание уделено вопросам личной гигиены, мероприятиям, которые должны выполнять учащиеся для сохранения и укрепления своего здоровья. Формируется представление учащихся о том, что правильное питание является одним из главных факторов сохранения здоровья человека.
Изучение тем «Опора тела и движение», «Органы чувств человека. Глаз — орган зрения», «Органы слуха, обоняния, осязания, вкуса» направлено на формирование у учащихся чуткого и доброжелательного отношения к другим людям, воспитание терпимости и милосердия к инвалидам, людям с особенностями психофизического развития.
Усвоение содержания учебной программы «Человек и мир» организуется через уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-исследования и другие с использованием форм, методов и приемов, обеспечивающих самостоятельное приобретение учащимися знаний и активное освоение способов познания окружающего мира, сохранение и поддержание работоспособности учащихся, снятие физического и психического напряжения.
Система ключевых компетенций на I ступени общего среднего образования формируется путем усвоения соответствующих компонентов содержания образования с помощью универсальных учебных действий. При этом особенности предмета «Человек и мир» позволяют сделать вывод о превалирующей роли познавательных учебных действий, к которым относятся: навыки осуществления мыслительных операций (сравнения, классификации, анализа, синтеза, обобщения и др.), навыки работы с информацией (поиска, преобразования, представления, переработки, «сворачивания» и «разворачивания»; навыки смыслового чтения и др.), навыки моделирования, в том числе с помощью знаково-символических средств.
При организации учебной деятельности необходим перенос акцента с приоритета содержания образования («Знаю, что ...») на приоритет освоения способов действий («Знаю, как ...»). Результатом обучения должны стать практико-ориентированные предметные знания, способность учащихся решать проблемы, успешно действовать в жизненных ситуациях на основе сформированных компетенций. Данный подход конкретизирован в содержании учебного предмета под названием «Опыт практической деятельности».
Виды учебной деятельности учащихся определяются в зависимости от источника получения информации — на словесной основе (рассказа учителя, текста учебного пособия, книги для чтения, учебно-познавательной литературы), на основе восприятия в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы и демонстрационными опытами.
Особое внимание уделяется формированию умений учащихся работать с информацией, причем не только с текстовой, но и с такими источниками информации, как условные обозначения, иллюстрация, таблица, схема, карта, природный материал, раздаточный материал и др. Также в процессе обучения могут быть использованы электронные образовательные ресурсы, аудио- и видеоматериалы.
Познавательные учебные действия осуществляются посредством логических операций выделения признаков объектов и явлений, упорядочения, сравнения и классификации на основе существенных признаков, установления аналогии, причинно-следственных связей; анализа, синтеза, умозаключения, обобщения, систематизации и др.
Особое значение в усвоении содержания учебного предмета имеют экскурсии, которые позволяют познавать окружающий мир через наблюдения, изучать окружающие объекты с помощью различных органов чувств, представлять результаты познания в виде различных творческих работ (поделок, рисунков, рассказов-описаний и т. п.), приобретать опыт природоохранного поведения и деятельности.
В разделе программы «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся» определены предметные знания и умения, а также требования по их использованию в практической деятельности и повседневной жизни, которыми овладеют учащиеся I—IV классов.
Содержание учебного предмета
 (35 ч)
Природа и человек (25 ч)
Планета, на которой мы живем (2 ч)
Земля — наш общий дом. Земля как планета Солнечной системы. Вид Земли из космоса. Глобус — модель Земли. Северный полюс, Южный полюс. Экватор. Северное и Южное полушария. Материки и океаны на глобусе (название и расположение на глобусе).
Физическая карта полушарий. Карта — источник получения информации об окружающем мире. Отличия глобуса и физической карты полушарий. Материки, океаны, экватор, Южный и Северный полюсы на физической карте полушарий. Беларусь на глобусе и физической карте полушарий.

Виды деятельности
Работа с учебным пособием, анализ иллюстраций, работа с глобусом и физической картой полушарий.
Опыт практической деятельности. Нахождение на глобусе и физической карте полушарий материков, океанов.

Ориентирование на местности (3 ч)
Горизонт. Стороны горизонта. Горизонт, линия горизонта. Основные и промежуточные стороны горизонта.
Ориентирование на местности по компасу. Компас, его назначение, устройство. Определение сторон горизонта по компасу.
Ориентирование по Солнцу и местным природным признакам. Определение сторон горизонта по Солнцу. Местные природные признаки для ориентирования.
Виды деятельности
Работа с учебным пособием, анализ иллюстраций, схем; наблюдение.
Опыт практической деятельности. Освоение способов ориентирования на местности по компасу, Солнцу и местным природным признакам.

Мой родной край (15 ч)
Формы земной поверхности. Равнины и горы как основные формы поверхности Земли. Холм. Гора.
Равнинная поверхность территории Республики Беларусь и ее значение. Равнины, низменности, возвышенности на физической карте Беларуси.
Полезные ископаемые — подземные богатства страны. Песок и глина — наиболее распространенные полезные ископаемые. Их свойства.
Использование и охрана полезных ископаемых. Торф, нефть, каменная соль, калийная соль и их использование. Месторождения полезных ископаемых на физической карте Беларуси. Охрана полезных ископаемых.
Природные сообщества Беларуси. Лес и его обитатели. Основные природные сообщества: лес, водоем, болото, луг. Лес — природный дом для растений и животных. Растения и животные леса. Взаимосвязи живых организмов в природном сообществе «лес».
Лесные богатства Беларуси. Значение леса в природе и для человека. Значение леса для защиты почвы, рек, озер. Лес — место отдыха детей и взрослых. Природоохранная деятельность по сохранению леса.
Водоем и его обитатели. Растения и животные пресных водоемов (рек и озер). Приспособления живых организмов к условиям обитания. Взаимосвязи между растениями и животными водоемов.
Водные богатства Республики Беларусь. Естественные и искусственные водоемы. Реки и озера, отличительные признаки реки и озера. Части реки. Крупнейшие реки и озера на физической карте Беларуси. Красота рек и озер Беларуси. Использование водоемов в хозяйственной деятельности людей. Охрана водоемов от загрязнения.
Болото и его обитатели. Растения и животные болот. Приспособления живых организмов к условиям обитания. Взаимосвязи между растениями и животными болот.
Значение болот в природе и жизни человека. Значение болот для сохранения чистоты воздуха, редких растений и животных, рек и озер Беларуси. Болота — природная фабрика торфа. Влияние деятельности человека на природное сообщество болота. Забота человека об охране болот.
Луг и его обитатели. Растения и животные луга, их приспособления к условиям обитания. Взаимосвязь растений и животных в природных сообществах.
Значение лугов в природе и жизни человека. Значение лугов для жизни растений и животных. Растения-медоносы и лекарственные растения луга. Кормовые травы — главное богатство лугов. Использование лугов в хозяйственной деятельности людей. Забота о сохранении лугов.
Охрана природы — важная задача государства. Особо охраняемые природные территории нашей республики, их значение в охране растений и животных. Заповедники и национальные парки Республики Беларусь. Уникальная природа Национального парка «Беловежская пуща».
Экскурсии в природу (2 ч). Темы экскурсий учитель выбирает самостоятельно с учетом возможностей региона.
Виды деятельности
Работа с учебным пособием, анализ иллюстраций, схем; наблюдение, проведение опытов, работа с физической картой Беларуси.
Опыт практической деятельности. Нахождение на физической карте Беларуси основных форм земной поверхности, крупнейших рек и озер.
Описание полезных ископаемых и их свойств. Нахождение на физической карте Республики Беларусь месторождений полезных ископаемых.
Распознавание природных сообществ и их обитателей. Соблюдение правил природоохранного поведения в природных сообществах.

Разнообразие растений и животных  на Земле (5 ч)
Богатство природы Земли. Зависимость разнообразия растительного и животного мира от наличия тепла и влаги.
Растения — обитатели суши. Растения теплолюбивые и холодостойкие. Растения засухоустойчивые и влаголюбивые. Растения светолюбивые и теневыносливые.
Растения — обитатели морей и океанов. Их приспособления к условиям жизни в разных местах земного шара.
Животные — обитатели суши. Их приспособления к условиям жизни в разных местах земного шара.
Животные морей и океанов. Их приспособления к условиям жизни.
Виды деятельности
Работа с учебным пособием, анализ иллюстраций, работа с физической картой полушарий.
Опыт практической деятельности. Узнавание нескольких видов растений и животных различных мест земного шара.

Человек и его здоровье (10 ч)
Человек — часть живой природы. Сходство человека и других живых организмов. Отличие человека от других живых существ (человек — существо разумное). Организм человека как единое целое. Органы и системы органов человека.
Кожа. Значение кожи для организма человека. Гигиена кожи.
Опора тела и движение. Скелет и мышцы. Их значение для обеспечения опоры и движения организма. Значение физических упражнений для развития мышц и скелета. Правильная осанка, ее значение для здоровья человека. Соблюдение правильной осанки. Дети-инвалиды. Внимательное отношение к людям с особенностями психофизического развития.
Кровообращение. Органы кровообращения — сердце и кровеносные сосуды. Пульс. Значение органов кровообращения. Значение движения в укреплении сердца (польза утренней зарядки, подвижных игр на свежем воздухе, посильный физический труд).
Дыхание. Органы дыхания, их значение. Гигиена дыхания, предупреждение простудных заболеваний. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Вред курения для здоровья человека.
Органы пищеварения и выделения. Органы пищеварения, их значение. Органы выделения. Удаление из организма ненужных веществ. Роль почек в очистке организма от ненужных веществ. Правила здорового питания, их значение в сохранении здоровья человека. Вредное воздействие алкоголя на здоровье.
Нервная система. Головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение нервной системы для организма человека. Гигиена нервной системы.
Органы чувств человека. Глаз — орган зрения. Значение зрения для человека. Гигиена зрения. Правила просмотра телепередач и работы на компьютере. Внимательное отношение к людям с ослабленным зрением.
Органы слуха, обоняния, осязания, вкуса. Ухо — орган слуха. Уход за ушами. Слух и глухота. Внимательное отношение к людям с ослабленным слухом. Органы обоняния, осязания, вкуса, их  значение и гигиена.
Правила здорового образа жизни (обобщающий урок).
Виды деятельности
Работа с учебным пособием, анализ иллюстраций, схем, макетов; наблюдение, моделирование ситуаций.
Опыт практической деятельности. Соблюдение правильной осанки, выполнение правил здорового питания, правил гигиены нервной системы.
Забота о чистоте кожи; сохранении зрения и слуха.
Нахождение пульсирующего кровеносного сосуда на запястье и установление количества ударов пульса в минуту.

Основные требования к результатам учебной  деятельности учащихся
З н а т ь:
     t названия материков и океанов;
     t основные стороны горизонта;
     t различные способы ориентирования на местности;
     t основные формы земной поверхности Республики Беларусь;
     t отличительные признаки реки и озера;
     t наиболее распространенные полезные ископаемые Республи-ки Беларусь (песок, глина, торф, нефть, калийная и каменная соли);
     t основные природные сообщества родного края (лес, водоем, болото, луг);
     t об основных органах и системах органов организма человека;
     t основные правила здорового образа жизни (охраны зрения  и слуха, сохранения здоровой нервной системы, выработки  и сохранения правильной осанки, укрепления сердца, гигиены дыхания, здорового питания, ухода за кожей);
     t о вреде курения и алкоголя для организма человека.

У м е т ь:
     t показывать на глобусе, физической карте полушарий материки и океаны;
     t показывать на физической карте Республики Беларусь важнейшие реки и озера, крупнейшие низменности, равнины, возвышенности, месторождения полезных ископаемых;
     t оценивать свое поведение и поступки других людей по отношению к природе на основе нравственных и экологических норм;
     t оценивать свое поведение и поступки других людей по отношению к окружающим людям на основе гуманистических ценностей и нравственных норм;
     t различать несколько видов наиболее распространенных растений и животных Беларуси: растения и животные леса (не менее 6), растения и животные водоема (не менее 4), растения и животные болота (не менее 4), растения и животные луга (не менее 4);
     t объяснять взаимосвязи растений и животных в природном сообществе (лес, водоем, болото, луг);
     t объяснять разностороннее значение природы для человека, влияние деятельности людей на природу;
     t объяснять особенности приспособления растений и животных леса, водоема, болота, луга к условиям обитания;
     t объяснять необходимость выполнения правил природоохранного поведения в природных сообществах и участия в осуществлении посильной природоохранной деятельности;
     t объяснять необходимость соблюдения правил и норм здорового образа жизни;
     t находить нужную информацию в учебном тексте, рисунках, схемах, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать отдельные части текста, составлять рассказ на основе иллюстраций; использовать учебные тексты, схемы, рисунки, дополнительную познавательную литературу для поиска необходимой информации;
     t высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с учебным текстом;
     t сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий  в парах и группах (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад).

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
     t для ориентирования на местности;
     t узнавания и описания растений и животных ближайшего природного окружения;
     t соблюдения правил природоохранного поведения и природоохранной деятельности;
     t соблюдения правил сохранения и укрепления здоровья; занятия физкультурой и спортом;
     t соблюдения нравственных норм.

Комментариев нет:

Отправить комментарий