1 класс

Программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Человек и мир» состоит из трех содержа-тельных компонентов: «Природа и человек», «Человек и его здо-ровье», «Человек и общество», которые являются важнейшими составляющими в изучении целостной системы «природа — обще-ство — человек». Интеграция биологических, валеологических, географических, обществоведческих знаний в рамках учебного предмета «Человек и мир» позволяет формировать у учащихся целостное представление об окружающем мире, развивать ин-терес к его изучению, потребность в разностороннем взаимодей-ствии с ним.

Цель изучения учебного предмета «Человек и мир» в первом классе заключается в формировании у учащихся знаний и опы-та разностороннего взаимодействия с окружающим миром, основ экологической культуры и здорового образа жизни, постепенном овладении умениями учебной деятельности.

Достижение указанной цели предполагает решение следу-

ющих задач:

² обеспечить усвоение учащимися представлений об объек-тах и явлениях природы, их многообразии, единстве при-родного и социального, осознание своей роли в природе и обществе;

² содействовать развитию эмоционально-ценностного отно-шения к природе, приобретению опыта выполнения эколо-гически обусловленных норм природоохранного поведения; ² способствовать развитию потребности и способности уча-щихся в сохранении и укреплении своего здоровья посред-ством освоения знаний об организме человека, компонен-тах здорового образа жизни и способах его реализации; ² способствовать формированию познавательного интереса к изучению предмета, развитию наблюдательности, речи, логического мышления, способности к творческой саморе-

ализации в процессе решения учебных задач.


59

При определении требований к результатам обучения уча-щихся использован компетентностный подход, предполагающий создание условий для реализации преемственности в процессе по-степенного формирования личностных, метапредметных и пред-метных результатов, необходимых для дальнейшего овладения систематическими знаниями и способами деятельности на следу-ющей ступени образования. Данный подход конкретизирован в разделе программы «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся I класса», где представлен обязательный минимум предметных знаний и умений, которыми овладевают учащиеся за период обучения в первом классе.

В  процессе изучения учебного предмета «Человек и мир» уча-щиеся получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) пред-ставления о природных и социальных объектах, осмысливать ха-рактер взаимодействий человека с природой, особенности взаимо-отношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного

и   нравственного поведения в природе и обществе, учащиеся осо-знают важность здорового образа жизни.

В   основу содержательного компонента «Природа и человек» при его изучении положена концепция экологического образо-вания личности, что предусматривает усвоение экологических знаний и умений, формирование способности правильно и осо-знанно использовать их в конкретных жизненных ситуациях, вос-питание бережного и гуманного отношения к природе, желания и способности участвовать в разнообразной практической природо-охранной деятельности. Освоение природоведческого содержания создает условия для формирования важнейших ценностно-смыс-ловых установок личности, связанных с убежденностью в само-ценности и целостности природы; в том, что охрана природы — обязанность каждого человека.

Изучение содержательного компонента «Природа и человек» построено по принципу сезонности, поскольку возможность и до-ступность непосредственных наблюдений за изменениями в не-живой и живой природе, трудом людей в разное время года дают материал для понимания взаимозависимости явлений в природе.

Содержание учебного материала представлено таким образом, чтобы в процессе наблюдения в природе обеспечивалась чувствен-


60

ная основа для овладения учащимися такими природоведческими понятиями, как «природа», «живая природа», «неживая приро-да», «растения», «животные», «связи между неживой и живой природой» и т. д. Первостепенное значение придается формиро-ванию у учащихся опыта практической деятельности в процессе осуществления наблюдений в природе. При этом учащиеся усва-ивают конкретные знания о растениях, жизни диких и домаш-них животных, сезонных изменениях в природе и особенностях времен года, учатся объяснять связи, существующие между от-дельными элементами неживой природы, между неживой и жи-вой природой, т. е. убеждаются в том, что в природе все взаимо-связано и что изменения в жизни растений и животных являются приспособлением к изменениям в неживой природе.

На первом году обучения у учащихся закрепляются знания о правилах личной и общественной гигиены, которые они приобре-ли в дошкольном возрасте. В процессе получения сведений о том, почему и как влияет природа на здоровье человека, расширяются и углубляются знания о способах сохранения и укрепления здо-ровья, осуществляется отработка их на практике.

При изучении содержательного компонента «Человек и обще-ство» у учащихся формируется представление о стране, в которой они живут, красоте природы родного края. Учащиеся приобрета-ют опыт построения доброжелательных отношений с одноклас-сниками и учителями, выполнения правил безопасного поведения в повседневной жизни.

Особое внимание уделяется развитию речи и познавательных процессов учащихся (внимания, памяти, логического мышле-ния, воображения). Умения целеполагания, планирования своей деятельности, самооценки и коррекции ее результатов, поиска и переработки информации при ее воспроизведении уже с первого класса становятся специальным предметом их постепенного фор-мирования у учащихся.

Важное место в образовательном процессе отводится игровой деятельности, направленной на усвоение предметных знаний и умений, их применение, развитие познавательных процессов, со-хранение и поддержание работоспособности учащихся, обеспече-ние их потребности в двигательной активности, снятие физиче-ского и психического напряжения.

Для успешного усвоения содержания учебного предмета ис-пользуются разнообразные методы и формы обучения, способству-


61

ющие формированию у учащихся опыта эмоционально-ценност-ного отношения к предметам и явлениям окружающего их мира, интеграции интеллектуального и эмоционального компонентов в обучении. Выполнению этих задач служат наблюдения в природе, использование литературных произведений, средств музыкаль-ного и изобразительного искусства, яркого и образного рассказа учителя. Проведение экскурсий в природу, по своему населенно-му пункту, целевых прогулок, уроков-путешествий, микроиссле-дований позволяет учащимся приобрести опыт наблюдения как способа познания окружающего мира, изучения окружающих объектов с помощью различных органов чувств, представления результатов познания в различных творческих работах (подел-ках, рисунках, рассказах-описаниях и т. п.); сформировать опыт природоохранного поведения. Развитие способности учащихся к продуктивной коммуникации, к сотрудничеству обеспечивает использование групповых, парных форм учебно-познавательной деятельности.

Природные явления, обозначенные в содержании программы звездочкой, изучаются по мере их наступления в природе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (30 ч)

Введение (1 ч)

Наша Родина — Беларусь.

Наше государство — Республика Беларусь. Государственные герб и флаг Республики Беларусь.

Беларусь — край рек, озер, лесов. Природная красота родно-го края. Месторасположение населенного пункта, где я живу, и школы, в которой я учусь. Минск — столица нашей Родины.

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК
(26 ч)

Осенние изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека (11 ч)

Что такое природа. Живая и неживая природа. Объекты при-

роды и труда человека. Окружающий нас мир растений и живот-ных. Объекты живой и неживой природы, их элементарные при-


62

знаки. Солнце — источник света и тепла, которые необходимы для жизни растений и животных.

Изменения в неживой природе осенью. Изменения в неживой природе осенью по сравнению с летом: понижение высоты Солнца над землей и температуры воздуха и воды; изменение вида осад-ков, первые заморозки*.

Золотая осень. Растения — часть живой природы. Разнообра-

зие осенней окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Увядание травянистых растений*. Причины осенних изменений в жизни растений.

Разнообразие растений: деревья, кустарники и травы. Расте-ния летом и осенью. Красота растений. Созревание плодов и се-мян, их распространение.

Осенние плоды и семена — источник здоровья. Овощи и фрук-

ты — источники витаминов. Правила употребления овощей и фруктов.

Влияние изменений в природе на жизнь человека осенью. Как правильно одеваться осенью, закаливать организм. Чем полезны осенние прогулки на свежем воздухе, их влияние на здоровье и настроение человека.

Правила личной гигиены. Уход за зубами, ногтями и волоса-ми. Как ухаживать за одеждой и обувью.

Режим дня первоклассника. Чередование труда и отдыха в ре-жиме дня. Почему надо соблюдать режим дня.

Дикие и домашние животные. Разнообразие животных. Отли-чие домашних животных от диких. Изменения в жизни птиц, на-секомых, зверей и других животных. Бережное отношение к жи-вотным и забота человека о сохранении многообразия животных.

Изменения в жизни домашних животных осенью. Влияние изменений в природе на труд человека осенью. Значение домаш-

них животных для человека. Приспособление домашних живот-ных к изменениям в жизни природы. Помощь детей в уходе за домашними животными.

Осенние работы на полях, в садах, парках, на улицах городов и сел. Уборка урожая картофеля, капусты, свеклы и помощь детей.

Осенние явления в природе (обобщающий урок).

Экскурсия «Изменения в неживой природе и в жизни расте-ний осенью», целевая прогулка в лес, парк «Золотая осень в при-роде», «Поздняя осень».


63

Формирование опыта практической деятельности.  Прове-

дение во время экскурсий и прогулок наблюдений, в процессе которых первоклассники учатся определять осенние изменения в неживой природе, жизни растений и животных; узнавать по отличительным признакам несколько деревьев и кустарников, а также птиц, заготавливать корма для зимующих птиц и раз-вешивать кормушки; отражать в рисунке, рассказе-описании ре-зультаты наблюдений в природе.

Опыт выполнения элементарных правил личной и обществен-ной гигиены, режима дня.

Зимние изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека (5 ч)

Изменения в неживой природе зимой. Как зимуют растения.

Изменения в неживой природе зимой по сравнению с осенью: из-менение высоты Солнца над землей, температуры воздуха и воды; изменение вида осадков. Снег и лед, снегопады, метели*. Хвой-ные и лиственные деревья и кустарники зимой. Кого кормит де-рево в зимнее время?

Изменения в жизни диких животных зимой. Почему одни жи-

вотные на зиму засыпают, а другие ведут активный образ жизни. Жизнь птиц зимой. Помощь человека диким животным. Участие детей в подкормке животных зимой.

Изменения в жизни домашних животных зимой. Влияние зим-них изменений в природе на труд человека. Приспособление домаш-

них животных к изменениям в жизни природы. Помощь детей в уходе за домашними животными. Изменения в труде людей зимой.

Забота человека о своем здоровье зимой. Предупреждение простудных заболеваний. Как правильно одеваться и закаливать организм зимой. Значение для здоровья зимних прогулок и игр на природе. Правила поведения в снегопад, во время гололеда, при катании на коньках, лыжах, санках.

Зимние явления в природе (обобщающий урок).

Экскурсия «Изменения в неживой природе зимой. Как зи-муют растения», целевая прогулка в природу «Красота зимнего леса (парка, сквера)».

Формирование опыта практической деятельности. Проведе-

ние во время экскурсий и прогулок наблюдений, в процессе ко-


64

торых учащиеся учатся определять зимние изменения в нежи-вой природе, в жизни растений и животных; узнавать деревья и кустарники в зимнее время (по силуэтам, цвету ствола, веткам, оставшимся плодам, листьям, шишкам (хвойные деревья)); не-сколько видов птиц; подкармливать птиц.

Весенние изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека (6 ч)

Ранняя весна. Март первый месяц весны. Изменение по-ложения Солнца над землей. Повышение температуры воздуха. Таяние снега, ледоход. Весенний разлив рек (половодье)*.

Весна — время пробуждения растений. Набухание почек у де-

ревьев и кустарников. Раннецветущие растения — источник кор-ма для насекомых, пробудившихся после зимы. Необходимость бережного отношения к весенним первоцветам.

Весна и здоровье человека. Как одеваться весной. Прогулки

и   игры в парке, сквере. Безопасные места для игр. Правила по-ведения у водоемов весной.

Изменения в жизни диких животных весной. Изменения в жизни насекомых и других животных весной. Вылет шмелей, пчел, появление бабочек, муравьев, жаб, лягушек. Пробуждение от зимней спячки ежей, барсуков и др. Насекомые — опылители раннецветущих растений. Изменения в жизни птиц весной. При-лет и гнездование птиц. Зависимость между сроком прилета птиц

и  наличием корма. Бережное отношение человека к птицам в ве-сеннюю пору года.

Изменения в жизни домашних животных весной. Влияние ве-сенних изменений в природе на труд человека. Приспособление домашних животных к изменениям в жизни природы c приходом весны. Помощь детей в уходе за домашними животными. Изме-нения в труде людей весной. Весенние работы на полях, в садах, парках, на улицах городов и сел.

Весенние явления в природе (обобщающий урок).

Экскурсия «Раннецветущие растения украшение приро-ды», целевая прогулка в природу «Ранняя весна. Весна — время пробуждения растений».

Формирование опыта практической деятельности. Проведе-

ние во время экскурсий и прогулок наблюдений, в процессе кото-


65

рых учащиеся учатся определять признаки наступления весны в неживой природе, жизни растений; узнавать цветущие растения, деревья и кустарники в непосредственном природном окружении; насекомых, птиц.

Изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека летом (4 ч)

Изменения в неживой природе и жизни растений летом. Ле-

то — самое теплое время года. Летние грозы. Растения летом: цве-тение трав, созревание ягод*. Ядовитые растения.

Жизнь диких и домашних животных летом. Повадки диких зверей, птиц летом, их забота о потомстве. Жизнь домашних жи-вотных летом. Помощь детей в уходе за домашними животными. Участие детей в охране растений и животных своей местности.

Лето и здоровье человека. Летнее закаливание организма. Правила приема солнечных и воздушных ванн. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила пове-дения в лесу, на лугу, у водоемов, во время грозы, при встрече с ядовитыми растениями, змеями.

Изменения в природе и труде людей в разные времена года

(обобщающий урок).

Формирование опыта практической деятельности. Проведе-

ние во время экскурсий и прогулок наблюдений, в процессе кото-рых учащиеся учатся устанавливать наступление первых призна-ков лета в неживой природе, жизни растений в непосредственном природном окружении; обучаются элементарным правилам без-опасного поведения во время грозы, у водоемов, в лесу (посред-ством моделирования ситуаций).

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
(3 ч)

Мой город (деревня). Название населенного пункта, где я живу. Главная улица (площадь) родного города (деревни). Транс-порт, которым вы пользуетесь в своем населенном пункте и не-обходимость соблюдения правил дорожного движения. Культур-но-просветительские учреждения города (деревни) (библиотека, кинотеатр, спортивные сооружения). Достопримечательности на-селенного пункта. Хозяйственная деятельность жителей населен-ного пункта.


66

Я и моя семья. Значение семьи в жизни человека. Добро-желательные отношения в семье. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи. Права и обязанности детей и родителей. Ответственность детей за свои поступки.

Опасные ситуации в доме. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предме-тами и т. д.). Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Номера теле-фонов экстренных служб, по которым можно вызвать пожарную аварийно-спасательную службу, милицию, скорую медицинскую помощь, аварийную службу газовой сети.

Экскурсия по населенному пункту «Мой город (деревня)».

Формирование опыта практической деятельности. Освоение учащимися простейших видов домашнего труда, наведение по-рядка в классной комнате; отработка во время проведения экс-курсий и прогулок правил перехода улицы; ознакомление с пра-вилами соблюдения дорожного движения в окрестностях школы; знакомство с достопримечательностями, расположенными в рай-оне школы.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Знать:

² название страны, государственные символы Республики Беларусь;

² название столицы Беларуси и своего населенного пункта; ² элементарные признаки понятий «природа», «неживая при-

рода», «живая природа»; ² сезонные признаки в неживой природе, жизни растений и

животных, труде людей; ² основные правила природоохранного поведения по отноше-

нию к растениям и животным; ² режим дня первоклассника и его составляющие;

² основные правила личной и общественной гигиены, без-опасного поведения на водоемах, в лесу, в опасных ситуа-циях дома, а также дорожного движения;

² телефонные номера экстренных служб; ² достопримечательности своей местности (1—3).


67

Уметь:

² вести наблюдения за сезонными изменениями в природе, сравнивать объекты, определять признаки различных объ-ектов природы с помощью органов чувств (цвет и оттенки цвета, форму, запах, сравнительные размеры);

² соблюдать режим дня; ² соблюдать правила личной гигиены;
различать:

² объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;

² несколько видов деревьев (3—4), кустарников (не менее

1—2);

² травянистых растений (не менее 2) ближайшего окруже-ния;

² овощи и фрукты (не менее 3); ² несколько видов насекомых (не менее 2—3), птиц (не ме-

нее 3), зверей (не менее 4—5); ² несколько видов домашних животных (не менее 3);
объяснять:

² доступные пониманию учащихся причины наблюдаемых сезонных изменений в природе;

² необходимость выполнения правил природоохранного по-ведения;

² необходимость соблюдения правил личной гигиены и без-опасного поведения.

Использовать приобретенные знания и умения в практиче-ской деятельности и повседневной жизни для:

² узнавания растения и животных ближайшего окружения; ² описания сезонных изменений в природе (неживой, в жиз-ни растений, животных и труде человека; на основе наблю-

дений); ² установления связей между жизнью живых организмов и

сезонными изменениями в природе; ² выполнения правил охраны и укрепления здоровья в раз-

ное время года, безопасного поведения в различных местах, обращения за помощью в опасных ситуациях, возника-ющих дома;

² выполнения правил поведения в природе и осуществления элементарной природоохранной деятельности (подкорм-


68

ки птиц, участия в изготовлении простейших кормушек и т. п.);

² рассказа о главных достопримечательностях своей мест-ности.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

   Вдовиченко, В. М. Человек и мир. 1 класс / В. М. Вдовиченко, Т. А. Ковальчук. — Минск : Народная асвета, 2012.

   Вдовиченко, В. М. Человек и мир. 1 класс. Рабочая тетрадь / В. М. Вдовиченко, Т. А. Ковальчук. — Минск : Юнипресс, 2010.

   Довнар, Л. А. Человек и мир. 1 класс. Рабочая тетрадь / Л. А. Дов-нар. — Минск : Кузьма, 2011.

   Трафимова, Г. В. Человек и мир. 1 класс. Рабочая тетрадь / Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. — Минск : Аверсэв, 2014, 2015.

Комментариев нет:

Отправить комментарий