Программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный
предмет «Человек и мир» состоит из трех содержа-тельных компонентов: «Природа и
человек», «Человек и его здо-ровье», «Человек и общество», которые являются
важнейшими составляющими в изучении целостной системы «природа — обще-ство —
человек». Интеграция биологических, валеологических, географических,
обществоведческих знаний в рамках учебного предмета «Человек и мир» позволяет
формировать у учащихся целостное представление об окружающем мире, развивать
ин-терес к его изучению, потребность в разностороннем взаимодей-ствии с ним.
Цель изучения
учебного предмета «Человек и мир» в первом классе
заключается в формировании у учащихся знаний и опы-та разностороннего
взаимодействия с окружающим миром, основ экологической культуры и здорового
образа жизни, постепенном овладении умениями учебной деятельности.
Достижение
указанной цели предполагает решение следу-
ющих
задач:
² обеспечить
усвоение учащимися представлений об объек-тах и явлениях природы, их
многообразии, единстве при-родного и социального, осознание своей роли в
природе и обществе;
² содействовать
развитию эмоционально-ценностного отно-шения к природе, приобретению опыта
выполнения эколо-гически обусловленных норм природоохранного поведения; ² способствовать развитию
потребности и способности уча-щихся в сохранении и укреплении своего здоровья
посред-ством освоения знаний об организме человека, компонен-тах здорового
образа жизни и способах его реализации; ² способствовать формированию познавательного
интереса к
изучению предмета, развитию наблюдательности, речи, логического мышления, способности
к творческой саморе-
ализации
в процессе решения учебных задач.
59
При
определении требований к результатам обучения уча-щихся использован
компетентностный подход, предполагающий создание условий для реализации
преемственности в процессе по-степенного формирования личностных,
метапредметных и пред-метных результатов, необходимых для дальнейшего овладения
систематическими знаниями и способами деятельности на следу-ющей ступени
образования. Данный подход конкретизирован в разделе программы «Основные
требования к результатам учебной деятельности учащихся I класса», где
представлен обязательный минимум предметных знаний и умений, которыми
овладевают учащиеся за период обучения в первом классе.
В процессе
изучения учебного предмета «Человек и мир» уча-щиеся получают возможность
систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, дошкольном
учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) пред-ставления
о природных и социальных объектах, осмысливать ха-рактер взаимодействий
человека с природой, особенности взаимо-отношений внутри отдельных социальных
групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически
грамотного
и нравственного
поведения в природе и обществе, учащиеся осо-знают важность здорового образа
жизни.
В основу
содержательного компонента «Природа и человек» при его изучении положена
концепция экологического образо-вания личности, что предусматривает усвоение
экологических знаний и умений, формирование способности правильно и осо-знанно
использовать их в конкретных жизненных ситуациях, вос-питание бережного и
гуманного отношения к природе, желания и способности участвовать в
разнообразной практической природо-охранной деятельности. Освоение
природоведческого содержания создает условия для формирования важнейших
ценностно-смыс-ловых установок личности, связанных с убежденностью в
само-ценности и целостности природы; в том, что охрана природы — обязанность
каждого человека.
Изучение содержательного
компонента «Природа и человек» построено по принципу сезонности, поскольку
возможность и до-ступность непосредственных наблюдений за изменениями в
не-живой и живой природе, трудом людей в разное время года дают материал для
понимания взаимозависимости явлений в природе.
Содержание учебного материала
представлено таким образом, чтобы в процессе наблюдения в природе
обеспечивалась чувствен-
60
ная
основа для овладения учащимися такими природоведческими понятиями, как
«природа», «живая природа», «неживая приро-да», «растения», «животные», «связи
между неживой и живой природой» и т. д. Первостепенное значение придается
формиро-ванию у учащихся опыта практической деятельности в процессе
осуществления наблюдений в природе. При этом учащиеся усва-ивают конкретные
знания о растениях, жизни диких и домаш-них животных, сезонных изменениях в
природе и особенностях времен года, учатся объяснять связи, существующие между
от-дельными элементами неживой природы, между неживой и жи-вой природой, т. е.
убеждаются в том, что в природе все взаимо-связано и что изменения в жизни
растений и животных являются приспособлением к изменениям в неживой природе.
На
первом году обучения у учащихся закрепляются знания о правилах личной и
общественной гигиены, которые они приобре-ли в дошкольном возрасте. В процессе
получения сведений о том, почему и как влияет природа на здоровье человека,
расширяются и углубляются знания о способах сохранения и укрепления здо-ровья,
осуществляется отработка их на практике.
При
изучении содержательного компонента «Человек и обще-ство» у учащихся
формируется представление о стране, в которой они живут, красоте природы
родного края. Учащиеся приобрета-ют опыт построения доброжелательных отношений
с одноклас-сниками и учителями, выполнения правил безопасного поведения в
повседневной жизни.
Особое
внимание уделяется развитию речи и познавательных процессов учащихся (внимания,
памяти, логического мышле-ния, воображения). Умения целеполагания, планирования
своей деятельности, самооценки и коррекции ее результатов, поиска и переработки
информации при ее воспроизведении уже с первого класса становятся специальным
предметом их постепенного фор-мирования у учащихся.
Важное
место в образовательном процессе отводится игровой деятельности, направленной
на усвоение предметных знаний и умений, их применение, развитие познавательных
процессов, со-хранение и поддержание работоспособности учащихся, обеспече-ние
их потребности в двигательной активности, снятие физиче-ского и психического
напряжения.
Для
успешного усвоения содержания учебного предмета ис-пользуются разнообразные
методы и формы обучения, способству-
61
ющие
формированию у учащихся опыта эмоционально-ценност-ного отношения к предметам и
явлениям окружающего их мира, интеграции интеллектуального и эмоционального
компонентов в обучении. Выполнению этих задач служат наблюдения в природе,
использование литературных произведений, средств музыкаль-ного и
изобразительного искусства, яркого и образного рассказа учителя. Проведение
экскурсий в природу, по своему населенно-му пункту, целевых прогулок,
уроков-путешествий, микроиссле-дований позволяет учащимся приобрести опыт
наблюдения как способа познания окружающего мира, изучения окружающих объектов
с помощью различных органов чувств, представления результатов познания в
различных творческих работах (подел-ках, рисунках, рассказах-описаниях и т.
п.); сформировать опыт природоохранного поведения. Развитие способности
учащихся к продуктивной коммуникации, к сотрудничеству обеспечивает
использование групповых, парных форм учебно-познавательной деятельности.
Природные
явления, обозначенные в содержании программы звездочкой, изучаются по мере их
наступления в природе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (30 ч)
Введение (1 ч)
Наша
Родина — Беларусь.
Наше
государство — Республика Беларусь. Государственные герб и флаг Республики
Беларусь.
Беларусь
— край рек, озер, лесов. Природная красота родно-го края. Месторасположение
населенного пункта, где я живу, и школы, в которой я учусь. Минск — столица
нашей Родины.
ПРИРОДА
И ЧЕЛОВЕК
(26 ч)
Осенние
изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека (11 ч)
Что
такое природа. Живая и неживая природа. Объекты
при-
роды и труда человека. Окружающий нас мир
растений и живот-ных. Объекты живой и неживой природы, их элементарные при-
62
Изменения
в неживой природе осенью. Изменения в неживой природе
осенью по сравнению с летом: понижение высоты Солнца над землей и температуры
воздуха и воды; изменение вида осад-ков, первые заморозки*.
Золотая осень. Растения
— часть живой природы. Разнообра-
зие осенней окраски
листьев деревьев и кустарников. Листопад. Увядание травянистых растений*.
Причины осенних изменений в жизни растений.
Разнообразие
растений: деревья, кустарники и травы. Расте-ния летом и осенью. Красота
растений. Созревание плодов и се-мян, их распространение.
Осенние плоды и семена —
источник здоровья. Овощи и фрук-
ты — источники
витаминов. Правила употребления овощей и фруктов.
Влияние
изменений в природе на жизнь человека осенью. Как
правильно одеваться осенью, закаливать организм. Чем полезны осенние
прогулки на свежем воздухе, их влияние на здоровье и настроение человека.
Правила
личной гигиены. Уход за зубами, ногтями и волоса-ми.
Как ухаживать за одеждой и обувью.
Режим
дня первоклассника. Чередование труда и отдыха в
ре-жиме дня. Почему надо соблюдать режим дня.
Дикие
и домашние животные. Разнообразие животных. Отли-чие
домашних животных от диких. Изменения в жизни птиц, на-секомых, зверей и других
животных. Бережное отношение к жи-вотным и забота человека о сохранении
многообразия животных.
Изменения
в жизни домашних животных осенью. Влияние изменений в природе на труд человека
осенью. Значение домаш-
них животных для человека.
Приспособление домашних живот-ных к изменениям в жизни природы. Помощь детей в
уходе за домашними животными.
Осенние
работы на полях, в садах, парках, на улицах городов и сел. Уборка урожая
картофеля, капусты, свеклы и помощь детей.
Осенние
явления в природе (обобщающий урок).
Экскурсия
«Изменения в неживой природе и в жизни
расте-ний осенью», целевая прогулка в лес, парк «Золотая осень в
при-роде», «Поздняя осень».
63
дение во время
экскурсий и прогулок наблюдений, в процессе которых первоклассники учатся
определять осенние изменения в неживой природе, жизни растений и животных;
узнавать по отличительным признакам несколько деревьев и кустарников, а также
птиц, заготавливать корма для зимующих птиц и раз-вешивать кормушки; отражать в
рисунке, рассказе-описании ре-зультаты наблюдений в природе.
Опыт
выполнения элементарных правил личной и обществен-ной гигиены, режима дня.
Зимние
изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека (5 ч)
Изменения
в неживой природе зимой. Как зимуют растения.
Изменения в неживой
природе зимой по сравнению с осенью: из-менение высоты Солнца над землей,
температуры воздуха и воды; изменение вида осадков. Снег и лед, снегопады,
метели*. Хвой-ные и лиственные деревья и кустарники зимой. Кого кормит де-рево
в зимнее время?
Изменения
в жизни диких животных зимой. Почему одни жи-
вотные на зиму
засыпают, а другие ведут активный образ жизни. Жизнь птиц зимой. Помощь
человека диким животным. Участие детей в подкормке животных зимой.
Изменения
в жизни домашних животных зимой. Влияние зим-них изменений в природе на труд
человека. Приспособление домаш-
них животных к
изменениям в жизни природы. Помощь детей в уходе за домашними животными.
Изменения в труде людей зимой.
Забота
человека о своем здоровье зимой. Предупреждение простудных
заболеваний. Как правильно одеваться и закаливать организм зимой. Значение для
здоровья зимних прогулок и игр на природе. Правила поведения в снегопад, во
время гололеда, при катании на коньках, лыжах, санках.
Зимние
явления в природе (обобщающий урок).
Экскурсия
«Изменения в неживой природе зимой. Как
зи-муют растения», целевая прогулка в природу «Красота зимнего
леса (парка, сквера)».
Формирование
опыта практической деятельности. Проведе-
ние
во время экскурсий и прогулок наблюдений, в процессе ко-
64
торых
учащиеся учатся определять зимние изменения в нежи-вой природе, в жизни
растений и животных; узнавать деревья и кустарники в зимнее время (по силуэтам,
цвету ствола, веткам, оставшимся плодам, листьям, шишкам (хвойные деревья));
не-сколько видов птиц; подкармливать птиц.
Весенние
изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека (6 ч)
Ранняя
весна. Март — первый месяц весны. Изменение
по-ложения Солнца над землей. Повышение температуры воздуха. Таяние снега,
ледоход. Весенний разлив рек (половодье)*.
Весна — время
пробуждения растений. Набухание почек у де-
ревьев и кустарников.
Раннецветущие растения — источник кор-ма для насекомых, пробудившихся после
зимы. Необходимость бережного отношения к весенним первоцветам.
Весна и
здоровье человека. Как одеваться весной. Прогулки
и
игры в парке, сквере.
Безопасные места для игр. Правила по-ведения у водоемов весной.
Изменения
в жизни диких животных весной. Изменения в жизни
насекомых и других животных весной. Вылет шмелей, пчел, появление
бабочек, муравьев, жаб, лягушек. Пробуждение от зимней спячки ежей, барсуков и
др. Насекомые — опылители раннецветущих растений. Изменения в жизни птиц
весной. При-лет и гнездование птиц. Зависимость между сроком прилета птиц
и
наличием корма. Бережное
отношение человека к птицам в ве-сеннюю пору года.
Изменения
в жизни домашних животных весной. Влияние ве-сенних изменений в природе на труд
человека. Приспособление домашних животных к
изменениям в жизни природы c приходом весны. Помощь детей в уходе за домашними
животными. Изме-нения в труде людей весной. Весенние работы на полях, в садах,
парках, на улицах городов и сел.
Весенние
явления в природе (обобщающий урок).
Экскурсия
«Раннецветущие растения — украшение
приро-ды», целевая прогулка в природу «Ранняя весна. Весна —
время пробуждения растений».
Формирование
опыта практической деятельности. Проведе-
ние
во время экскурсий и прогулок наблюдений, в процессе кото-
65
рых
учащиеся учатся определять признаки наступления весны в неживой природе, жизни
растений; узнавать цветущие растения, деревья и кустарники в непосредственном
природном окружении; насекомых, птиц.
Изменения в неживой природе, жизни
растений, животных и человека летом (4 ч)
Изменения
в неживой природе и жизни растений летом. Ле-
то — самое теплое время
года. Летние грозы. Растения летом: цве-тение трав, созревание ягод*. Ядовитые
растения.
Жизнь диких
и домашних животных летом. Повадки диких зверей,
птиц летом, их забота о потомстве. Жизнь домашних жи-вотных летом. Помощь детей
в уходе за домашними животными. Участие детей в охране растений и животных
своей местности.
Лето и
здоровье человека. Летнее закаливание организма.
Правила приема солнечных и воздушных ванн. Игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья. Правила пове-дения в лесу, на лугу, у
водоемов, во время грозы, при встрече с ядовитыми растениями, змеями.
Изменения в природе и
труде людей в разные времена года
(обобщающий
урок).
Формирование
опыта практической деятельности. Проведе-
ние во время экскурсий
и прогулок наблюдений, в процессе кото-рых учащиеся учатся устанавливать
наступление первых призна-ков лета в неживой природе, жизни растений в
непосредственном природном окружении; обучаются элементарным правилам
без-опасного поведения во время грозы, у водоемов, в лесу (посред-ством
моделирования ситуаций).
ЧЕЛОВЕК
И ОБЩЕСТВО
(3 ч)
Мой
город (деревня). Название населенного пункта,
где я живу. Главная улица (площадь) родного города (деревни).
Транс-порт, которым вы пользуетесь в своем населенном пункте и не-обходимость
соблюдения правил дорожного движения. Культур-но-просветительские учреждения
города (деревни) (библиотека, кинотеатр, спортивные сооружения).
Достопримечательности на-селенного пункта. Хозяйственная деятельность жителей
населен-ного пункта.
66
Я
и моя семья. Значение семьи в жизни человека. Добро-желательные
отношения в семье. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей
другим членам семьи. Права и обязанности детей и родителей. Ответственность
детей за свои поступки.
Опасные
ситуации в доме. Меры безопасности в домашних
условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предме-тами и т. д.).
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством, водой. Номера теле-фонов экстренных служб, по которым можно
вызвать пожарную аварийно-спасательную службу, милицию, скорую медицинскую
помощь, аварийную службу газовой сети.
Экскурсия
по населенному пункту «Мой город
(деревня)».
Формирование
опыта практической деятельности. Освоение учащимися
простейших видов домашнего труда, наведение по-рядка в классной комнате; отработка
во время проведения экс-курсий и прогулок правил перехода улицы; ознакомление с
пра-вилами соблюдения дорожного движения в окрестностях школы; знакомство с
достопримечательностями, расположенными в рай-оне школы.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К
РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Знать:
² название
страны, государственные
символы Республики Беларусь;
² название
столицы Беларуси и своего населенного пункта; ² элементарные признаки понятий «природа», «неживая при-
рода», «живая природа»; ² сезонные признаки в
неживой природе, жизни
растений и
животных, труде людей; ² основные правила
природоохранного поведения по отноше-
нию к растениям и животным; ² режим дня
первоклассника и его составляющие;
² основные
правила личной и общественной гигиены, без-опасного
поведения на водоемах, в лесу, в опасных ситуа-циях дома, а также дорожного
движения;
² телефонные номера
экстренных служб; ² достопримечательности
своей местности (1—3).
67
² вести
наблюдения за сезонными изменениями в природе, сравнивать объекты, определять признаки
различных объ-ектов природы с помощью органов чувств (цвет и оттенки цвета,
форму, запах, сравнительные размеры);
² соблюдать режим дня; ² соблюдать правила
личной гигиены;
различать:
² объекты
природы и предметы труда; объекты
неживой и живой
природы;
² несколько
видов деревьев (3—4), кустарников (не
менее
1—2);
² травянистых
растений (не
менее 2) ближайшего окруже-ния;
² овощи и фрукты (не менее 3); ² несколько видов насекомых (не менее 2—3), птиц (не
ме-
нее 3), зверей (не менее 4—5); ² несколько видов
домашних животных (не
менее 3);
объяснять:
² доступные
пониманию учащихся причины наблюдаемых сезонных
изменений в природе;
² необходимость
выполнения правил природоохранного по-ведения;
² необходимость
соблюдения правил личной гигиены и без-опасного поведения.
Использовать
приобретенные знания и умения в практиче-ской деятельности и повседневной жизни
для:
² узнавания
растения и животных ближайшего окружения; ² описания сезонных изменений в природе (неживой, в жиз-ни растений, животных и
труде человека; на основе наблю-
дений); ² установления связей между жизнью живых
организмов и
сезонными изменениями в природе; ² выполнения правил
охраны и укрепления здоровья в раз-
ное время года, безопасного поведения в
различных местах, обращения за помощью в опасных ситуациях, возника-ющих дома;
² выполнения
правил поведения в природе и осуществления элементарной природоохранной деятельности
(подкорм-
68
² рассказа
о главных достопримечательностях своей мест-ности.
Учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса
• Вдовиченко,
В. М. Человек и мир. 1 класс / В.
М. Вдовиченко, Т. А. Ковальчук. — Минск : Народная асвета,
2012.
• Вдовиченко,
В. М. Человек и мир. 1 класс. Рабочая
тетрадь / В. М. Вдовиченко, Т. А. Ковальчук. — Минск : Юнипресс,
2010.
• Довнар,
Л. А. Человек и мир. 1 класс. Рабочая
тетрадь / Л. А. Дов-нар. — Минск : Кузьма, 2011.
• Трафимова,
Г. В. Человек и мир. 1 класс. Рабочая
тетрадь / Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. — Минск : Аверсэв,
2014, 2015.
Комментариев нет:
Отправить комментарий