2 класс


Учебная программа по учебному предмету
«Человек и мир»
для IІ класcа учреждений общего среднего образования
с русским языком обучения и воспитания


Пояснительная записка

Программа определяет цель, задачи, структуру и содержание учебного предмета «Человек и мир» на I ступени общего среднего образования. Интегрированный характер учебного предмета обусловлен возрастными психологическими особенностями учащихся, нацеленностью на формирование основ мировоззрения. Интеграция сведений из естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин (биологии, географии, физики, истории, обществоведения, этики, медицины) содействует формированию у учащихся целостной картины мира во взаимосвязи природы, общества, человека.
Основным объектом познания учащихся на уроках «Человек и мир» выступает естественная природа, что позволяет успешно решать задачи формирования экологической культуры, закладывает фундамент для продолжения изучения ряда учебных предметов на ІІ ступени общего среднего образования.
Цель учебного предмета «Человек и мир» — формирование основ научного мировоззрения, экологической и духовно-нравственной культуры, представлений и знаний о природе, обществе и человеке, необходимых для разностороннего взаимодействия с окружающим миром.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
·        формирование представлений и понятий об объектах природы и явлениях, их многообразии, единстве природного и социального, месте человека в природе и обществе;
·        овладение элементарными методами познания природы (распознавание, наблюдение, эксперимент);
·        развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, познавательного интереса к изучению объектов живой и неживой природы;
·        формирование опыта природоохранной деятельности, выполнения экологически обусловленных норм поведения;
·        освоение знаний об организме человека, компонентах здорового образа жизни и способах его реализации;
·        расширение знаний о нормах и правилах культуросообразного поведения в окружающей социальной среде, опыта нравственного отношения к людям;
·        воспитание патриотизма, национального самосознания, основ гражданской культуры;
·        формирование опыта познавательной и творческой деятельности, развитие предметных и общеучебных умений, образовательных компетенций.
 Содержание учебного предмета комплексно представлено тремя взаимосвязанными образовательными компонентами: «Природа и человек» (ведущий компонент), «Человек и его здоровье», «Человек и общество». Составной частью компонента «Человек и общество» является содержательный блок «Мая Радзіма — Беларусь», который изучается в IV классе на белорусском языке.
В основу образовательного компонента «Природа и человек» положена концепция экологического образования личности, что предполагает формирование у учащихся основ экологической культуры, усвоение системы первоначальных экологических знаний и умений, применение их в конкретных жизненных ситуациях, воспитание бережного отношения к природе, формирование опыта практической природоохранной деятельности.
Изучение компонента «Природа и человек» в I классе построено по принципу сезонности, так как доступные детям непосредственные наблюдения за изменениями в неживой и живой природе дают наглядный материал для усвоения взаимозависимости явлений в природе в разное время года. Обобщение наблюдений о сезонных изменениях в природе, накопленных эмпирическим путем, позволяет подвести учащихся к пониманию причин смены сезонов в зависимости от неравномерности освещения нашей планеты Солнцем. Учащиеся усваивают конкретные знания об изменениях в неживой и живой природе, учатся объяснять связи, существующие между отдельными элементами неживой и живой природы, убеждаются в том, что в природе все взаимосвязано.
В процессе изучения компонента «Человек и его здоровье» расширяются и углубляются знания о способах сохранения и укрепления здоровья, формируются соответствующие умения и навыки.
Изучение образовательного компонента «Человек и общество» дает возможность формирования у учащихся представлений о стране, в которой они живут, своем городе (деревне); осознания необходимости проявлять внимание и заботу к членам семьи; выполнять правила безопасного поведения в повседневной жизни.
Во ІІ классе образовательный компонент «Природа и человек» включает разделы: «Неживая природа и человек» и «Живая природа и человек».
Основная целевая установка изучения раздела «Неживая природа и человек» — углубление представлений учащихся о воде, воздухе, почве. Предметом изучения являются свойства важнейших объектов неживой природы, их значение для человека и меры по их охране. При изучении свойств воды, воздуха, почвы создаются условия для формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности, развития умений опытным путем определять свойства объектов, сравнивать и анализировать объекты окружающего мира, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Цель изучения раздела «Живая природа и человек» — способствовать формированию у учащихся гуманного, экологически обоснованного и осознанного отношения ко всему живому.
В основу отбора содержания раздела положен краеведческий принцип, обеспечивающий раскрытие сущности изучаемых понятий посредством фактов окружающей действительности. Краеведческий материал выступает как источник теоретических знаний, средство познания и как объект решения познавательных задач.
При изучении данного раздела учащиеся знакомятся с группами растений и животных, устанавливают связи, существующие между растениями и животными, разными группами животных, между человеком и живой природой.
При изучении раздела предусматривается формирование у учащихся умений узнавать и описывать (устно) представителей растительного и животного мира, устанавливать и объяснять связи в живой и неживой природе, прогнозировать последствия их нарушения человеком. Усвоение содержания раздела важно в аспекте приобретения учащимися экологически обусловленного практического опыта взаимодействия с природой (уход за растениями и животными ближайшего окружения); воспитания эстетических чувств удивления, восхищения красотой природы.
Полученные сведения о свойствах воды, воздуха, об объектах живой природы являются основой для изучения компонента «Человек и здоровье» и используются для дальнейшего расширения знаний о здоровом образе жизни.
Основной целью изучения компонента «Человек и общество» является формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения учащихся к другим людям, усвоение знаний о правах и обязанностях, правилах поведения в общественных местах. При изучении тем «Семья» и «Экономика семьи» у учащихся формируются элементарные экономические представления (хозяйство семьи, бюджет, деньги и т. п.), которые впоследствии становятся основой экономической грамотности, воспитания качеств бережливости, хозяйственности, рачительности.
В ІІІ классе изучение образовательного компонента «Природа и человек» начинается с раздела «Планета, на которой мы живем», в ходе изучения которого учащиеся получают общее представление о планете Земля. У них формируются представления о глобусе как модели Земли, происходит знакомство с физической картой полушарий. При изучении раздела «Ориентирование на местности» учащиеся получают знания
о горизонте, сторонах горизонта, знакомятся с практическими способами ориентирования.
Содержание раздела «Мой родной край» позволяет на краеведческом материале более глубоко раскрыть взаимосвязи в природе, сформировать представления о формах земной поверхности на территории Республики Беларусь, о полезных ископаемых, их свойствах.
Усвоение знаний о неживой природе создает основу для изучения растительного и животного мира в теме «Природные сообщества родного края». Содержательными элементами изучения данной темы являются наиболее распространенные природные сообщества нашей страны — лес, водоём, болото, луг. Учащиеся узнают об их своеобразии, значении в природе, роли в жизнедеятельности человека.
На основе знаний о разнообразии растений и животных Беларуси формируются умения распознавать их по отличительным признакам, объяснять особенности приспособления живых организмов к окружающей среде. В системе знаний о природе особо важным является освоение учащимися правил природоохранного поведения, обогащение опыта экологически обоснованного поведения в природе, развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.
Изучение раздела «Разнообразие растений и животных на Земле» направлено на углубление представлений о взаимосвязях неживой и живой природы, систематизацию и расширение знаний об основных группах представителей растительного и животного мира.
В образовательном компоненте «Человек и его здоровье» дается общее представление о внутренних органах человека, выполняемых функциях, строении. Особое внимание уделено вопросам личной гигиены, мероприятиям, которые должны выполнять учащиеся для сохранения и укрепления своего здоровья. Формируется представление о том, что правильное питание является одним из главных факторов сохранения здоровья человека.
Изучение тем «Опора тела и движение», «Органы чувств человека. Глаз — орган зрения», «Органы слуха, обоняния, осязания, вкуса» направлено на формирование у учащихся чуткого и доброжелательного отношения к другим людям, воспитание толерантности, терпимости и милосердия к инвалидам, людям с особенностями психофизического развития.
Усвоение содержания учебной программы «Человек и мир» организуется через уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-исследования и др. с использованием форм, методов и приемов, обеспечивающих самостоятельное приобретение учащимися знаний и активное освоение способов познания окружающего мира, сохранение и поддержание работоспособности учащихся, снятие физического и психического напряжения.
Система ключевых компетенций на I ступени общего среднего образования формируется путем усвоения соответствующих компонентов содержания образования с помощью универсальных учебных действий. При этом особенности предмета «Человек и мир» позволяют сделать вывод о превалирующей роли познавательных учебных действий, к которым относятся: навыки осуществления мыслительных операций (сравнения, классификации, анализа, синтеза, обобщения и др.), навыки работы с информацией (поиска, преобразования, представления, переработки, «сворачивания» и «разворачивания»), навыки смыслового чтения, навыки моделирования, в том числе с помощью знаково-символических средств.
При организации учебной деятельности необходим перенос акцента с приоритета содержания образования («Знаю, что…») на приоритет освоения способов действий («Знаю, как…»). Результатом обучения должны стать практико-ориентированные предметные знания, способность учащихся решать проблемы, успешно действовать в жизненных ситуациях на основе сформированных компетенций. Данный подход конкретизирован в содержании учебного предмета под названием «Опыт практической деятельности».
Виды учебной деятельности учащихся определяются в зависимости от источника получения информации — на словесной основе (рассказа учителя, текста учебного пособия, книги для чтения, учебно-познавательной литературы); на основе восприятия в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы и демонстрационными опытами.
Особое внимание уделяется формированию умений учащихся работать с информацией, причем не только с текстовой, но и с такими источниками информации, как условные обозначения, иллюстрация, таблица, схема, карта, природный материал, раздаточный материал и др. Также в процессе обучения могут быть использованы электронные образовательные ресурсы и аудио- и видеоматериалы.
Познавательные учебные действия осуществляются посредством логических операций выделения признаков объектов и явлений, упорядочения, сравнения и классификации на основе существенных признаков, установления аналогии, причинно-следственных связей; анализа, синтеза, умозаключения, обобщения, систематизации и др.
Особое значение в усвоении содержания учебного предмета имеют экскурсии, которые позволяют познавать окружающий мир через наблюдения, изучать окружающие объекты с помощью различных органов чувств, представлять результаты познания в виде различных творческих работ (поделок, рисунков, рассказов-описаний и т. п.), приобретать опыт природоохранного поведения и деятельности. 
В разделе программы «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся» определены предметные знания и умения, а также требования по их использованию в практической деятельности и повседневной жизни, которыми овладеют учащиеся ІІ класса.

Содержание учебного предмета (34 ч)
Природа и человек (27 ч)
Введение (1 ч)
Природа вокруг нас. Природа живая и неживая. Отличительные признаки объектов неживой природы и живых организмов. Человек — часть живой природы. Связь живой и неживой природы, взаимосвязи растений и животных. Роль природы в жизни людей.
Виды деятельности
Работа с учебным пособием, анализ иллюстраций
Неживая природа и человек (6 ч)
Воздух и его свойства. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха: прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи.
Значение и охрана воздуха. Значение воздуха для растений, животных и в жизни человека. Роль растений в поддержании чистоты воздуха. Источники загрязнения воздуха и меры по его охране. Чистый воздух — залог здоровья человека.
Вода и её свойства. Вода в природе: в водоёмах, в воздухе, в почве, в составе живых организмов. Свойства воды: бесцветная, прозрачная жидкость, текуча, не имеет вкуса и запаха, вода — растворитель некоторых веществ.
Значение и охрана воды. Значение воды для растений, животных и в жизни человека. Вода и здоровье человека. Питьевая вода. Необходимость экономии воды при её использовании. Источники загрязнения и меры по охране воды.
Почва. Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной. Основной признак почвы — плодородие.
Значение почвы и забота о ней. Значение почвы для растений, животных и в жизни человека. Знакомство с обитателями почвы (на примерах дождевого червя и крота), их особенности и роль в повышении плодородия почвы. Забота человека о сохранении и повышении плодородия почвы. Роль растений в защите почвы от разрушения.

Виды деятельности
Работа с учебным пособием, наблюдение демонстрационных опытов.
Опыт практической деятельности. Выявление опытным путем свойств воздуха, воды, состава почвы.
Живая природа и человек (20 ч)
Растения как часть живой природы. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, их отличительные признаки. Части растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами, их значение для растения.
Условия, необходимые для роста и развития растений (вода, воздух, тепло, свет).
Дикорастущие деревья. Лиственные и хвойные деревья Беларуси, их значение в природе (поддержание чистоты воздуха, защита почвы от разрушения) и жизни человека.
Дикорастущие кустарники. Наиболее распространённые дикорастущие кустарники Беларуси, их значение в природе и жизни человека.
Лекарственные растения Беларуси (деревья, кустарники, травянистые растения). Их значение в жизни человека.
Ядовитые растения Беларуси. Особенности внешнего вида. Меры предосторожности при встрече с ядовитыми растениями.
Охрана растений. Правила природоохранного поведения по отношению к растениям. Растения Красной книги Республики Беларусь.
Культурные растения Беларуси. Овощные, зерновые, плодовые растения; их значение для человека.
Декоративные растения. Разнообразие и красота декоративных растений, их значение в жизни человека. Комнатные растения, правила ухода за ними. Растения в нашем доме и их влияние на здоровье человека (обогащение воздуха кислородом, увлажнение воздуха, очистка его от пыли).
Грибы, их разнообразие. Грибы — особая группа живых организмов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Разнообразие животных. Насекомые. Отличительные признаки. Растительноядные, хищные, всеядные насекомые. Значение насекомых в природе.
Рыбы. Многообразие рыб. Особенности их внешнего вида в связи с водным образом жизни. Растительноядные, хищные, всеядные рыбы, их значение в природе.
Земноводные (амфибии). Их особенности, связанные с жизнью на суше и в воде. Жабы, лягушки, тритоны и их питание. Значение земноводных в природе.
Пресмыкающиеся (рептилии). Многообразие пресмыкающихся. Отличительные признаки внешнего вида. Питание рептилий, способы добывания пищи. Значение пресмыкающихся в природе.
Птицы. Многообразие птиц. Отличительные особенности птиц. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные птицы и их значение в природе.
Млекопитающие (звери). Многообразие зверей, приспособление к условиям жизни. Отличительные признаки млекопитающих. Растительноядные, хищные, всеядные млекопитающие. Значение зверей в природе.
Значение домашних и диких животных в жизни человека. Домашние животные — представители различных групп (млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые). Их значение в жизни человека. Значение диких животных в жизни человека. Использование знаний о жизни животных при создании новой техники.
Меры предосторожности при обращении с животными. Небезопасные встречи с животными в природе (пчёлы, осы, шмели, клещи). Отличительные признаки гадюки и ужа, правила безопасного поведения при встрече со змеями. Правила безопасности при обращении с собаками и кошками на улицах.
Охрана животных. Правила природоохранного поведения по отношению к животным. Забота человека о животных в период появления потомства. Редкие и исчезающие животные родного края. Животные Красной книги Республики Беларусь.
Экскурсия «Дикорастущие растения Беларуси» (1 ч)
Виды деятельности
Работа с учебным пособием, анализ иллюстраций, схем; наблюдение, сбор природного материала.
Опыт практической деятельности. Нахождение частей растений. Определение во время экскурсии дикорастущих растений (деревьев, кустарников, травянистых растений). Умение называть и показывать, узнавать и описывать (устно) культурные и дикорастущие растения, комнатные растения на примере натуральных объектов, гербарных образцов. Посадка и уход за комнатными растениями. Соблюдение правил природоохранного поведения в отношении растений.
Сравнение и описание внешнего вида съедобных и ядовитых грибов (работа с муляжами).
Распознавание животных по отличительным признакам, описание внешнего вида 1—2 представителей разных групп животных. Наблюдения за птицами, оказание помощи зимующим птицам (зимой и ранней весной): развешивание, заполнение, чистка кормушек.
Сбор семян сорных растений для подкормки птиц (во время экскурсии на природу). Соблюдение правил природоохранного поведения по отношению к животным.

Человек и его здоровье (3 ч)
Забота о своем здоровье. Режим дня. Важность соблюдения режима дня. Чередование труда и отдыха в режиме дня. Гигиена учебного труда при выполнении домашнего задания. Режим дня школьника в будние и выходные дни.
Правила личной гигиены. Уход за полостью рта, ногтями и волосами. Предметы личной гигиены. Бережное отношение к вещам, умение сохранять в чистоте одежду и обувь.
Питание и здоровье. Значение пищи для человека. Пища, полезная для здоровья. Значение употребления овощей и фруктов для сохранения и укрепления здоровья. Режим питания. Правила культурного и безопасного поведения за столом.
Виды деятельности
Работа с учебным пособием, анализ иллюстраций, моделирование ситуаций.
Опыт практической деятельности. Выполнение режима дня. Соблюдение правил гигиены учебного труда при выполнении домашнего задания, личной гигиены, культуры поведения за столом.
Человек и общество (4 ч)
Семья. Семья — самое близкое окружение человека. Семья учащегося (фамилии, имена, отчества членов семьи). Семейные традиции и совместный отдых как способы укрепления семьи. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Уважение к старшим в семье. Почитание предков.
Экономика семьи. Бюджет семьи, его составляющие (доходы и расходы семьи). Азбука экономии и бережливости в семье.
Права ребенка. Права и обязанности ребенка. Основные права ребенка (право на жизнь, охрану здоровья, жилища, образование, на защиту от жестокости и насилия).
Правила поведения в общественных местах. Уважительное отношение к окружающим людям как показатель культуры человека. Правила поведения в музее, театре, библиотеке, транспорте, в магазине и т. п.
Виды деятельности
Работа с учебным пособием, анализ иллюстраций, моделирование ситуаций.
Опыт практической деятельности. Соблюдение правил поведения на улице, в общественных местах.
Основные требования к результатам
учебной деятельности учащихся
Знать:
·        отличительные признаки объектов неживой природы и живых организмов;
·        примеры объектов живой и неживой природы;
·        свойства воздуха и воды, их значение;
·        источники загрязнения воздуха и воды и меры по их охране;
·        состав почвы;
·        значение почвы, её главное свойство — плодородие;
·        мероприятия по повышению плодородия почвы и её охране;
·        разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения), их отличительные признаки;
·        названия частей растения (корень, стебель, лист, цветок, плод);
·        условия, необходимые для роста и развития растений;
·        названия наиболее распространенных дикорастущих и культурных деревьев (не менее 5), кустарников (не менее 4); травянистых растений (не менее 3); лекарственных растений (не менее 2), ядовитых (не менее 3); декоративных (не менее 3);
·        названия растений Красной книги Республики Беларусь (не менее 3);
·        съедобные и ядовитые грибы (не менее 4);
·        отличительные признаки насекомых, рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, млекопитающих (зверей);
·        группы животных по способу питания (растительноядные, хищные, всеядные) (не менее 3 представителей каждой группы);
·        названия животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери) (не менее 3 представителей каждой группы);
·        названия животных Красной книги Республики Беларусь (не менее 4);
·        правила экологически правильного и безопасного поведения на природе;
·        способы сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
·        правила личной гигиены;
·        правила гигиены учебного труда; важность необходимости чередования труда и отдыха в режиме дня учащихся;
·        правила здорового питания, культурного и безопасного поведения за столом;
·        фамилии, имена и отчества членов семьи;
·        о бюджете семьи и его составляющих (доходах и расходах);
·        права и обязанности детей в семье;
·        основные права ребенка (право на жизнь, охрану здоровья, жилище, образование, защиту от насилия);
·        правила культурного поведения в общественных местах.
Уметь:
·        различать объекты живой и неживой природы;
·        приводить примеры связи растений и животных, объектов живой и неживой природы;
·        проводить наблюдения за объектами живой и неживой природы и рассказывать о своих наблюдениях;
·        проводить простейшие опыты при изучении свойств воздуха, воды, почвы, частей растений; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении опытов;
·        на основе опытов и наблюдений выявлять условия, необходимые для роста и развития растений;
·        сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей (млекопитающих);
·        объяснять значение некоторых животных в природе и жизни людей;
·        объяснять необходимость соблюдения правил природоохранного и безопасного поведения;
·        объяснять необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима питания, личной гигиены, правильного питания);
·        на основе жизненных наблюдений приводить примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
·        проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, записанные в Конституции Республики Беларусь;
·        объяснять необходимость соблюдения правил поведения на улице, в транспорте, других общественных местах;
·        объяснять необходимость соблюдения правил бережного отношения к вещам и предметам, проявления уважительного отношения к труду взрослых;
·        находить нужную информацию в учебном тексте, рисунках, схемах, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать отдельные части текста, составлять рассказ на основе иллюстраций; использовать учебные тексты, схемы, рисунки, дополнительную научно-популярную литературу для поиска необходимой информации;
·        высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с учебным текстом;
·        сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в парах и группах (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·        выполнения правил природоохранного поведения (охрана воздуха, воды, почвы);
·        ухода за комнатными растениями;
·        ухода за домашними животными;
·        осознания ценности природы, необходимости нести ответственность за её сохранение; выполнения правил поведения на природе и участия в её охране;
·        осознанного выполнения режима дня, упражнений утренней гимнастики, правил здорового питания, правил поведения во время еды;
·        ухода за полостью рта, ногтями, волосами; соблюдения правил личной гигиены;
·        ориентирования в окружающей социальной среде (квартире, школе, на улице, в городе (деревне));
·        экономного и бережного отношения к семейному бюджету;
·        планирования и контроля своих действий, соблюдения правил поведения в общественных местах.



Комментариев нет:

Отправить комментарий