Учебная
программа по учебному предмету
«Человек и мир»
для IІ класcа учреждений общего среднего образования
с русским языком обучения и
воспитания
Пояснительная записка
Программа определяет цель, задачи, структуру и
содержание учебного предмета «Человек и мир» на I ступени общего среднего
образования. Интегрированный характер учебного предмета обусловлен возрастными
психологическими особенностями учащихся, нацеленностью на формирование основ
мировоззрения. Интеграция сведений из естественнонаучных и
социально-гуманитарных дисциплин (биологии, географии, физики, истории,
обществоведения, этики, медицины) содействует формированию у учащихся целостной
картины мира во взаимосвязи природы, общества, человека.
Основным объектом познания учащихся на уроках «Человек
и мир» выступает естественная природа, что позволяет успешно решать задачи
формирования экологической культуры, закладывает фундамент для продолжения
изучения ряда учебных предметов на ІІ ступени общего среднего образования.
Цель учебного предмета
«Человек и мир» — формирование основ научного мировоззрения, экологической
и духовно-нравственной культуры, представлений и знаний о природе, обществе и
человеке, необходимых для разностороннего взаимодействия с окружающим миром.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих
задач:
·
формирование представлений и понятий об
объектах природы и явлениях, их многообразии, единстве природного и социального,
месте человека в природе и обществе;
·
овладение элементарными методами познания
природы (распознавание, наблюдение, эксперимент);
·
развитие эмоционально-ценностного
отношения к природе, познавательного интереса к изучению объектов живой и неживой
природы;
·
формирование опыта природоохранной
деятельности, выполнения экологически обусловленных норм поведения;
·
освоение знаний об организме человека,
компонентах здорового образа жизни и способах его реализации;
·
расширение знаний о нормах и правилах
культуросообразного поведения в окружающей социальной среде, опыта
нравственного отношения к людям;
·
воспитание патриотизма, национального
самосознания, основ гражданской культуры;
·
формирование опыта познавательной и
творческой деятельности, развитие предметных и общеучебных умений,
образовательных компетенций.
Содержание
учебного предмета комплексно представлено тремя взаимосвязанными
образовательными компонентами: «Природа и человек» (ведущий компонент),
«Человек и его здоровье», «Человек и общество». Составной частью компонента
«Человек и общество» является содержательный блок «Мая Радзіма — Беларусь»,
который изучается в IV классе на белорусском языке.
В основу образовательного компонента «Природа и
человек» положена концепция экологического образования личности, что
предполагает формирование у учащихся основ экологической культуры, усвоение
системы первоначальных экологических знаний и умений, применение их в
конкретных жизненных ситуациях, воспитание бережного отношения к природе,
формирование опыта практической природоохранной деятельности.
Изучение компонента «Природа и человек» в I классе построено
по принципу сезонности, так как доступные детям непосредственные наблюдения за
изменениями в неживой и живой природе дают наглядный материал для усвоения
взаимозависимости явлений в природе в разное время года. Обобщение наблюдений о
сезонных изменениях в природе, накопленных эмпирическим путем, позволяет
подвести учащихся к пониманию причин смены сезонов в зависимости от
неравномерности освещения нашей планеты Солнцем. Учащиеся усваивают конкретные
знания об изменениях в неживой и живой природе, учатся объяснять связи,
существующие между отдельными элементами неживой и живой природы, убеждаются в
том, что в природе все взаимосвязано.
В процессе изучения компонента «Человек и его
здоровье» расширяются и углубляются знания о способах сохранения и укрепления
здоровья, формируются соответствующие умения и навыки.
Изучение образовательного компонента «Человек и
общество» дает возможность формирования у учащихся представлений о стране, в
которой они живут, своем городе (деревне); осознания необходимости проявлять
внимание и заботу к членам семьи; выполнять правила безопасного поведения в
повседневной жизни.
Во ІІ классе образовательный компонент «Природа и человек»
включает разделы: «Неживая природа и человек» и «Живая природа и человек».
Основная целевая установка изучения раздела «Неживая
природа и человек» — углубление представлений учащихся о воде, воздухе, почве.
Предметом изучения являются свойства важнейших объектов неживой природы, их
значение для человека и меры по их охране. При изучении свойств воды, воздуха,
почвы создаются условия для формирования у учащихся навыков исследовательской
деятельности, развития умений опытным путем определять свойства объектов, сравнивать
и анализировать объекты окружающего мира, фиксировать результаты наблюдений,
делать выводы.
Цель изучения раздела «Живая природа и человек» —
способствовать формированию у учащихся гуманного, экологически обоснованного и
осознанного отношения ко всему живому.
В основу отбора содержания раздела положен
краеведческий принцип, обеспечивающий раскрытие сущности изучаемых понятий
посредством фактов окружающей действительности. Краеведческий материал
выступает как источник теоретических знаний, средство познания и как объект
решения познавательных задач.
При изучении данного раздела учащиеся знакомятся с
группами растений и животных, устанавливают связи, существующие между
растениями и животными, разными группами животных, между человеком и живой
природой.
При изучении раздела предусматривается формирование у учащихся
умений узнавать и описывать (устно) представителей растительного и животного
мира, устанавливать и объяснять связи в живой и неживой природе, прогнозировать
последствия их нарушения человеком. Усвоение содержания раздела важно в аспекте
приобретения учащимися экологически обусловленного практического опыта
взаимодействия с природой (уход за растениями и животными ближайшего
окружения); воспитания эстетических чувств удивления, восхищения красотой
природы.
Полученные сведения о свойствах воды, воздуха, об
объектах живой природы являются основой для изучения компонента «Человек и
здоровье» и используются для дальнейшего расширения знаний о здоровом образе
жизни.
Основной целью изучения компонента «Человек и
общество» является формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения
учащихся к другим людям, усвоение знаний о правах и обязанностях, правилах
поведения в общественных местах. При изучении тем «Семья» и «Экономика семьи» у
учащихся формируются элементарные экономические представления (хозяйство семьи,
бюджет, деньги и т. п.), которые впоследствии становятся основой
экономической грамотности, воспитания качеств бережливости, хозяйственности,
рачительности.
В ІІІ классе изучение образовательного
компонента «Природа и человек» начинается с раздела «Планета, на которой мы
живем», в ходе изучения которого учащиеся получают общее представление о
планете Земля. У них формируются представления о глобусе как модели Земли,
происходит знакомство с физической картой полушарий. При изучении раздела
«Ориентирование на местности» учащиеся получают знания
о горизонте, сторонах горизонта, знакомятся с практическими способами ориентирования.
о горизонте, сторонах горизонта, знакомятся с практическими способами ориентирования.
Содержание раздела «Мой родной край» позволяет на краеведческом
материале более глубоко раскрыть взаимосвязи в природе, сформировать
представления о формах земной поверхности на территории Республики Беларусь, о
полезных ископаемых, их свойствах.
Усвоение знаний о неживой природе создает основу для
изучения растительного и животного мира в теме «Природные сообщества родного
края». Содержательными элементами изучения данной темы являются наиболее
распространенные природные сообщества нашей страны — лес, водоём, болото, луг.
Учащиеся узнают об их своеобразии, значении в природе, роли в жизнедеятельности
человека.
На основе знаний о разнообразии растений и животных
Беларуси формируются умения распознавать их по отличительным признакам,
объяснять особенности приспособления живых организмов к окружающей среде. В
системе знаний о природе особо важным является освоение учащимися правил
природоохранного поведения, обогащение опыта экологически обоснованного
поведения в природе, развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.
Изучение раздела «Разнообразие растений и животных на
Земле» направлено на углубление представлений о взаимосвязях неживой и живой
природы, систематизацию и расширение знаний об основных группах представителей
растительного и животного мира.
В образовательном компоненте «Человек и его здоровье»
дается общее представление о внутренних органах человека, выполняемых функциях,
строении. Особое внимание уделено вопросам личной гигиены, мероприятиям,
которые должны выполнять учащиеся для сохранения и укрепления своего здоровья.
Формируется представление о том, что правильное питание является одним из
главных факторов сохранения здоровья человека.
Изучение тем «Опора тела и движение», «Органы чувств
человека. Глаз — орган зрения», «Органы слуха, обоняния, осязания, вкуса» направлено
на формирование у учащихся чуткого и доброжелательного отношения к другим
людям, воспитание толерантности, терпимости и милосердия к инвалидам, людям с
особенностями психофизического развития.
Усвоение содержания учебной программы «Человек и мир»
организуется через уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-исследования и др. с
использованием форм, методов и приемов, обеспечивающих самостоятельное
приобретение учащимися знаний и активное освоение способов познания окружающего
мира, сохранение и поддержание работоспособности учащихся, снятие физического и
психического напряжения.
Система ключевых компетенций на I ступени общего
среднего образования формируется путем усвоения соответствующих компонентов
содержания образования с помощью универсальных учебных действий. При этом особенности
предмета «Человек и мир» позволяют сделать вывод о превалирующей роли
познавательных учебных действий, к которым относятся: навыки осуществления
мыслительных операций (сравнения, классификации, анализа, синтеза, обобщения и
др.), навыки работы с информацией (поиска, преобразования, представления,
переработки, «сворачивания» и «разворачивания»), навыки смыслового чтения, навыки
моделирования, в том числе с помощью знаково-символических средств.
При организации учебной деятельности необходим перенос
акцента с приоритета содержания образования («Знаю, что…») на приоритет
освоения способов действий («Знаю, как…»). Результатом обучения должны стать
практико-ориентированные предметные знания, способность учащихся решать
проблемы, успешно действовать в жизненных ситуациях на основе сформированных
компетенций. Данный подход конкретизирован в содержании учебного предмета под
названием «Опыт практической деятельности».
Виды учебной деятельности учащихся определяются в
зависимости от источника получения информации — на словесной основе (рассказа
учителя, текста учебного пособия, книги для чтения, учебно-познавательной
литературы); на основе восприятия в процессе наблюдения за объектами и
явлениями природы и демонстрационными опытами.
Особое внимание уделяется формированию умений учащихся
работать с информацией, причем не только с текстовой, но и с такими источниками
информации, как условные обозначения, иллюстрация, таблица, схема, карта,
природный материал, раздаточный материал и др. Также в процессе обучения могут
быть использованы электронные образовательные ресурсы и аудио- и видеоматериалы.
Познавательные учебные действия осуществляются
посредством логических операций выделения признаков объектов и явлений,
упорядочения, сравнения и классификации на основе существенных признаков,
установления аналогии, причинно-следственных связей; анализа, синтеза,
умозаключения, обобщения, систематизации и др.
Особое значение в усвоении содержания учебного
предмета имеют экскурсии, которые позволяют познавать окружающий мир через
наблюдения, изучать окружающие объекты с помощью различных органов чувств,
представлять результаты познания в виде различных творческих работ (поделок,
рисунков, рассказов-описаний и т. п.), приобретать опыт природоохранного
поведения и деятельности.
В разделе программы «Основные требования к результатам
учебной деятельности учащихся» определены предметные знания и умения, а также
требования по их использованию в практической деятельности и повседневной
жизни, которыми овладеют учащиеся ІІ класса.
Содержание учебного предмета (34 ч)
Природа
и человек (27 ч)
Введение
(1 ч)
Природа вокруг нас.
Природа живая и неживая. Отличительные признаки объектов неживой природы и
живых организмов. Человек — часть живой природы. Связь живой и неживой природы,
взаимосвязи растений и животных. Роль природы в жизни людей.
Виды деятельности
Работа с учебным пособием, анализ
иллюстраций
Неживая
природа и человек (6 ч)
Воздух и его свойства.
Воздух вокруг нас. Свойства воздуха: прозрачен, бесцветен, не имеет запаха,
плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи.
Значение и охрана воздуха.
Значение воздуха для растений, животных и в жизни человека. Роль растений в
поддержании чистоты воздуха. Источники загрязнения воздуха и меры по его
охране. Чистый воздух — залог здоровья человека.
Вода и её свойства.
Вода в природе: в водоёмах, в воздухе, в почве, в составе живых
организмов. Свойства воды: бесцветная, прозрачная жидкость, текуча, не имеет
вкуса и запаха, вода — растворитель некоторых веществ.
Значение и охрана воды.
Значение воды для растений, животных и в жизни человека. Вода и здоровье
человека. Питьевая вода. Необходимость экономии воды при её использовании. Источники
загрязнения и меры по охране воды.
Почва. Состав почвы:
песок, глина, воздух, вода, перегной. Основной признак почвы — плодородие.
Значение почвы и забота о ней.
Значение почвы для растений, животных и в жизни человека. Знакомство с
обитателями почвы (на примерах дождевого червя и крота), их особенности и роль
в повышении плодородия почвы. Забота человека о сохранении и повышении
плодородия почвы. Роль растений в защите почвы от разрушения.
Виды деятельности
Работа с учебным пособием, наблюдение
демонстрационных опытов.
Опыт практической деятельности. Выявление
опытным путем свойств воздуха, воды, состава почвы.
Живая
природа и человек (20 ч)
Растения как часть живой природы.
Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, их
отличительные признаки. Части растения (на примере цветкового): корень,
стебель, лист, цветок, плод с семенами, их значение для растения.
Условия,
необходимые для роста и развития растений (вода, воздух,
тепло, свет).
Дикорастущие деревья.
Лиственные и хвойные деревья Беларуси, их значение в природе (поддержание
чистоты воздуха, защита почвы от разрушения) и жизни человека.
Дикорастущие кустарники.
Наиболее распространённые дикорастущие кустарники Беларуси, их значение в
природе и жизни человека.
Лекарственные растения Беларуси
(деревья, кустарники, травянистые растения). Их значение в жизни человека.
Ядовитые растения Беларуси.
Особенности внешнего вида. Меры предосторожности при встрече с ядовитыми
растениями.
Охрана растений.
Правила природоохранного поведения по отношению к растениям. Растения Красной
книги Республики Беларусь.
Культурные растения Беларуси. Овощные,
зерновые, плодовые растения; их значение для человека.
Декоративные растения. Разнообразие
и красота декоративных растений, их значение в жизни человека. Комнатные
растения, правила ухода за ними. Растения в нашем доме и их влияние на здоровье
человека (обогащение воздуха кислородом, увлажнение воздуха, очистка его от
пыли).
Грибы, их разнообразие.
Грибы — особая группа живых организмов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила
сбора грибов.
Разнообразие животных. Насекомые.
Отличительные признаки. Растительноядные, хищные, всеядные насекомые. Значение
насекомых в природе.
Рыбы. Многообразие рыб.
Особенности их внешнего вида в связи с водным образом жизни. Растительноядные,
хищные, всеядные рыбы, их значение в природе.
Земноводные (амфибии).
Их особенности, связанные с жизнью на суше и в воде. Жабы, лягушки, тритоны и
их питание. Значение земноводных в природе.
Пресмыкающиеся (рептилии).
Многообразие пресмыкающихся. Отличительные признаки внешнего вида. Питание
рептилий, способы добывания пищи. Значение пресмыкающихся в природе.
Птицы. Многообразие
птиц. Отличительные особенности птиц. Растительноядные, насекомоядные, хищные,
всеядные птицы и их значение в природе.
Млекопитающие (звери). Многообразие
зверей, приспособление к условиям жизни. Отличительные признаки млекопитающих.
Растительноядные, хищные, всеядные млекопитающие. Значение зверей в природе.
Значение домашних и диких животных в жизни
человека. Домашние животные — представители различных групп
(млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые). Их значение в жизни человека. Значение
диких животных в жизни человека. Использование знаний о жизни животных при
создании новой техники.
Меры предосторожности при обращении с
животными. Небезопасные встречи с животными в природе (пчёлы,
осы, шмели, клещи). Отличительные признаки гадюки и ужа, правила безопасного
поведения при встрече со змеями. Правила безопасности при обращении с собаками
и кошками на улицах.
Охрана животных.
Правила природоохранного поведения по отношению к животным. Забота человека о
животных в период появления потомства. Редкие и исчезающие животные родного
края. Животные Красной книги Республики Беларусь.
Экскурсия «Дикорастущие растения Беларуси» (1 ч)
Виды деятельности
Работа с учебным пособием, анализ
иллюстраций, схем; наблюдение, сбор природного материала.
Опыт практической деятельности. Нахождение
частей растений. Определение во время экскурсии дикорастущих растений
(деревьев, кустарников, травянистых растений). Умение называть и показывать,
узнавать и описывать (устно) культурные и дикорастущие растения, комнатные
растения на примере натуральных объектов, гербарных образцов. Посадка и уход за
комнатными растениями. Соблюдение правил природоохранного поведения в отношении
растений.
Сравнение и описание внешнего вида
съедобных и ядовитых грибов (работа с муляжами).
Распознавание животных по отличительным
признакам, описание внешнего вида 1—2 представителей разных групп животных.
Наблюдения за птицами, оказание помощи зимующим птицам (зимой и ранней весной):
развешивание, заполнение, чистка кормушек.
Сбор семян сорных растений для подкормки
птиц (во время экскурсии на природу). Соблюдение правил природоохранного
поведения по отношению к животным.
Человек
и его здоровье (3 ч)
Забота о своем здоровье. Режим
дня. Важность соблюдения режима дня. Чередование труда и отдыха в режиме дня.
Гигиена учебного труда при выполнении домашнего задания. Режим дня школьника в
будние и выходные дни.
Правила личной гигиены. Уход
за полостью рта, ногтями и волосами. Предметы личной гигиены. Бережное
отношение к вещам, умение сохранять в чистоте одежду и обувь.
Питание и здоровье. Значение
пищи для человека. Пища, полезная для здоровья. Значение употребления овощей и
фруктов для сохранения и укрепления здоровья. Режим питания. Правила
культурного и безопасного поведения за столом.
Виды деятельности
Работа с учебным пособием, анализ
иллюстраций, моделирование ситуаций.
Опыт практической деятельности. Выполнение
режима дня. Соблюдение правил гигиены учебного труда при выполнении домашнего
задания, личной гигиены, культуры поведения за столом.
Человек
и общество (4 ч)
Семья. Семья — самое
близкое окружение человека. Семья учащегося (фамилии, имена, отчества членов
семьи). Семейные традиции и совместный отдых как способы укрепления семьи.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Уважение к старшим в
семье. Почитание предков.
Экономика семьи. Бюджет
семьи, его составляющие (доходы и расходы семьи). Азбука экономии и
бережливости в семье.
Права ребенка. Права
и обязанности ребенка. Основные права ребенка (право на жизнь, охрану здоровья,
жилища, образование, на защиту от жестокости и насилия).
Правила поведения в общественных местах. Уважительное
отношение к окружающим людям как показатель культуры человека. Правила
поведения в музее, театре, библиотеке, транспорте, в магазине и т. п.
Виды деятельности
Работа с учебным пособием, анализ
иллюстраций, моделирование ситуаций.
Опыт практической деятельности. Соблюдение
правил поведения на улице, в общественных местах.
Основные требования к результатам
учебной деятельности учащихся
учебной деятельности учащихся
Знать:
·
отличительные признаки объектов неживой
природы и живых организмов;
·
примеры объектов живой и неживой природы;
·
свойства воздуха и воды, их значение;
·
источники загрязнения воздуха и воды и
меры по их охране;
·
состав почвы;
·
значение почвы, её главное свойство —
плодородие;
·
мероприятия по повышению плодородия почвы
и её охране;
·
разнообразие жизненных форм растений
(деревья, кустарники, травянистые растения), их отличительные признаки;
·
названия частей растения (корень, стебель,
лист, цветок, плод);
·
условия, необходимые для роста и развития
растений;
·
названия наиболее распространенных
дикорастущих и культурных деревьев (не менее 5), кустарников (не менее 4);
травянистых растений (не менее 3); лекарственных растений (не менее 2),
ядовитых (не менее 3); декоративных (не менее 3);
·
названия растений Красной книги Республики
Беларусь (не менее 3);
·
съедобные и ядовитые грибы (не менее 4);
·
отличительные признаки насекомых, рыб,
земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, млекопитающих (зверей);
·
группы животных по способу питания
(растительноядные, хищные, всеядные) (не менее 3 представителей каждой группы);
·
названия животных (насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери) (не менее 3 представителей каждой
группы);
·
названия животных Красной книги Республики
Беларусь (не менее 4);
·
правила экологически правильного и
безопасного поведения на природе;
·
способы сохранения и укрепления здоровья
человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
·
правила личной гигиены;
·
правила гигиены учебного труда; важность
необходимости чередования труда и отдыха в режиме дня учащихся;
·
правила здорового питания, культурного и
безопасного поведения за столом;
·
фамилии, имена и отчества членов семьи;
·
о бюджете семьи и его составляющих
(доходах и расходах);
·
права и обязанности детей в семье;
·
основные права ребенка (право на жизнь,
охрану здоровья, жилище, образование, защиту от насилия);
·
правила культурного поведения в
общественных местах.
Уметь:
·
различать объекты живой и неживой природы;
·
приводить примеры связи растений и
животных, объектов живой и неживой природы;
·
проводить наблюдения за объектами живой и
неживой природы и рассказывать о своих наблюдениях;
·
проводить простейшие опыты при изучении
свойств воздуха, воды, почвы, частей растений; следовать инструкциям и правилам
техники безопасности при проведении опытов;
·
на основе опытов и наблюдений выявлять
условия, необходимые для роста и развития растений;
·
сравнивать внешний вид и характерные
особенности насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей
(млекопитающих);
·
объяснять значение некоторых животных в
природе и жизни людей;
·
объяснять необходимость соблюдения правил
природоохранного и безопасного поведения;
·
объяснять необходимость здорового образа
жизни (соблюдения режима питания, личной гигиены, правильного питания);
·
на основе жизненных наблюдений приводить
примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
·
проявлять уважение к правам и обязанностям
гражданина страны, записанные в Конституции Республики Беларусь;
·
объяснять необходимость соблюдения правил
поведения на улице, в транспорте, других общественных местах;
·
объяснять необходимость соблюдения правил
бережного отношения к вещам и предметам, проявления уважительного отношения к
труду взрослых;
·
находить нужную информацию в учебном
тексте, рисунках, схемах, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного,
пересказывать отдельные части текста, составлять рассказ на основе иллюстраций;
использовать учебные тексты, схемы, рисунки, дополнительную научно-популярную
литературу для поиска необходимой информации;
·
высказывать предположения, обсуждать
проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с учебным текстом;
·
сотрудничать с одноклассниками при
выполнении заданий в парах и группах (умение договариваться, распределять
работу, получать общий результат, оценивать личный вклад).
Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
выполнения правил природоохранного поведения
(охрана воздуха, воды, почвы);
·
ухода за комнатными растениями;
·
ухода за домашними животными;
·
осознания ценности природы, необходимости
нести ответственность за её сохранение; выполнения правил поведения на природе
и участия в её охране;
·
осознанного выполнения режима дня,
упражнений утренней гимнастики, правил здорового питания, правил поведения во
время еды;
·
ухода за полостью рта, ногтями, волосами;
соблюдения правил личной гигиены;
·
ориентирования в окружающей социальной
среде (квартире, школе, на улице, в городе (деревне));
·
экономного и бережного отношения к
семейному бюджету;
·
планирования и контроля своих действий,
соблюдения правил поведения в общественных местах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий